Блог
Есть вопросы? Звони!


8 (3435) 24-36-67
Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Цвет и Колеровка
18:51
Цвет и Колеровка

В последнее время все большее количество производителей лакокрасочных материалов отходят от выпуска цветных красок и эмалей. А ведь еще недавно выбор цвета краски ограничивался стандартными цветами. Но традиционное изготовление и хранение цветных красок постепенно становится все менее выгодным и связано это со все более широким использованием колеровочных систем.

Колеровочные системы применяют для бытовых и общестроительных красок с начала 60-х годов, а для промышленных покрытий – с 80-х. Колеровка – это экономичный способ приготовления красок с практически неограниченной гаммой цветов, с возможностью точного удовлетворения индивидуальных нужд потребителей, независимо от размера партий.

По сравнению с продажей готовых цветных красок продажа лакокрасочной продукции с применением колеровочной системы обладает рядом преимуществ:

  1. возможность получения краски любого цвета в считанные минуты в непосредственной близости от конечного потребителя;
  2. гарантия попадания в выбранный цвет;
  3. повторное воспроизведение цвета с неизменной точностью и в кратчайшее время;
  4. сохранение свойств и характеристик материалов после колеровки;
  5. экономичность и оптимизация складских запасов.

Все, что требуется – это только несколько базисных красок и пигментных концентратов, а также наличие соответствующего оборудования. 

Основные компоненты колеровочной системы

Базовые краски

Прежде всего, нужно сказать о базовых красках. Базовые краски (базы) – это краски, с контролированным цветовым тоном и насыщенностью, в которые вводятся пигментные концентраты (колоранты), для составления желаемого цвета. Базы различаются содержанием белого пигмента. Например, в колеровочной системе Тиккурила существуют две базовые краски А и С. База А содержит белый пигмент диоксид титана (TiO2) и может применяться как самостоятельная белая краска, а также для получения светлых и пастельных оттенков. База С не содержит белый пигмент и применяется для получения ярких насыщенных цветов.

Пигментные пасты

Второй элемент колеровочной системы – колоранты. Это именно те «цветовые концентраты», которые добавляются к базовой краске для создания необходимого цвета. В качестве красящих веществ в колорантах используются неорганические и органические пигменты. Колоранты на неорганической основе меньше подвержены выгоранию, но с их помощью нельзя получить всю палитру цветов. Органические пигменты позволяют получать самые яркие оттенки, но они несколько уступают неорганическим по светостойкости. Цвет, насыщенность цвета и реологические свойства колорантов тщательно контролируются.

В колеровочную систему Тиккурила «Symphony» входят 16 пигментных паст: do1, do2, re1, re2, mi1, mi2, mi3, fa1, fa2, fa3, so1, so2, la1, la2, la3, ti1. С помощью этих паст и всего двух базисных красок можно получить более 15 000 различных оттенков.

Пигментные пасты «Symphony» отличаются высокой концентрацией и интенсивностью, повышенной укрывистостью, повышенной атмосферостойкостью, повышенной стойкость к УФ-излучению, чистотой и яркостью цвета. Пигментные пасты «Symphony» отвечают жестким экологическим требованиям: из 16 пигментных паст, 12 паст совсем не содержат органических растворителей, а 4 пасты с минимальным содержанием растворителей. Ни одна из паст не содержит вредных веществ.

Колеровочные формулы и программное обеспечение

Важнейшим элементом любой колеровочной системы являются рецептуры, определяющие комбинацию колорантов и количество каждого их них, которые нужно добавить в базовую краску, для получения необходимого цвета.

Для ручной колеровки красок предлагаются специальные пигментные пасты и таблицы, в которых указываются пропорции добавления красителей, необходимые для получения определенного цвета и оттенка. При таком способе колеровки повторно практически невозможно точно воспроизвести исходный цвет, а если краска и пигментные пасты еще и от разных производителей, то нет никакой гарантии совместимости пигментов с латексом (при смешивании может происходить коагуляции латекса), и остается возможность получения неравномерного оттенка. Тиккурила не применяет данный способ колеровки и использует компьютерную колеровку. Компьютерная программа управляет колеровочным оборудованием и выполняет все необходимые функции: содержит базу данных рецептур, ведет статистику колеровок, определяет стоимость колерованной краски.

Дозирующие устройства

В базе данных программы выбирается цвет. Машина дозирует колоранты согласно формуле выбранного цвета в базовую краску.

При компьютерной колировке дозирование пигментных концентратов происходит не вручную, а с помощью специальных дозирующих установок. Общее свойство для всех фирменных дозирующих установок – это способность дозировать наименьшее количество пигментных паст с точным воспроизведением нужного тона.

Колеровочный аппарат Джаззо (D250)

Смесители

После дозировки пигментных паст краску и пасты перемешивают смесителем в однородный состав. Колерованный продукт готов.

Cмеситель гигроскопический COROBтм М300 ST

Именно такой способ приготовления цветных красок гарантирует абсолютно точное воспроизведение цвета.

Цветовые каталоги

Колерная система «Tikkurila Symphony»

Колерная система «Tikkurila Symphony» составлена на основе реальной лакокрасочной химии, что исключает явления «метамерии» (изменение исходного цвета при разном освещении) и гарантирует очень точное попадание в цвет. Она предназначена для колеровки бытовых и общестроительных интерьерных красок и является важнейшим инструментом современного дизайнера.

«Tikkurila Symphony» насчитывает рекордное количество цветов – 2 246 + 10 white (белых).

Цвета представлены в двух веерах:

  • Opus 1 — яркие насыщенные цвета
  • Opus 2 — спокойные пастельные классические цвета

Веер «Tikkurila Symphony Interior» насчитывает 720 цветов.

На каждом листе веера 12 вариаций одного цвета. В середине листа, отмеченным буквой «М» находится исходный цвет. Вверх от исходного цвета 6 осветленных оттенков, а вниз от него – 5 оттенков, тонированных по серой шкале. Выкраски веера выполнены полуматовой краской. Это обстоятельство надо учитывать при выборе цвета, т.к. степень блеска влияет на его восприятие. Так, например, при увеличении степени блеска цвет становится более насыщенным.

«Тиккурила Фасад» для наружных работ

Коллекция «Тиккурила Фасад» включает в себя 232 атмосферостойких цвета для каменных и деревянных поверхностей: 192 для всех фасадов и 40 ярких цветов для определенных красок. Кроме фирменных цветовых кодов, в веере «Тиккурила Фасад» указаны также коды соответствующих цветов по системе «NCS».

Для колеровки лаков и антисептиков используют специальные коллекции цветов.

Это колерные карты «Колеруемые лаки» и «Лессирующие антисептики»

Для облегчения работы дизайнера, цвета в новом каталоге колеруемых лаков Тиккурила распределены в трех палитрах. В палитре Natural расположены натуральные цвета дерева, которые пользуются повышенной популярностью. Палитра Fresh предлагает свежие, более яркие цвета. В палитре Pastel собраны пастельные спокойные цвета.

При выборе цвета колерованного лака или антисептика необходимо помнить, что на окончательный цвет влияют порода и пористость дерева, количество слоев и степень блеска материала. Поэтому, перед началом работ рекомендуется делать пробный выкрас.

Система NCS Natural Color System

Система NCS (натуральная система цветовых оттенков) является шведским и норвежским стандартом для обозначения цветовых оттенков. Система NCS одна из самых распространенных и принятых в мире.

Основу NCS составляют 6 «чистых» базовых цветов: белый (W), черный (S), желтый (Y), красный (R), синий (B), зеленый (G). Остальные цвета можно разделить по степени их визуального сходства с элементарными цветами. Это сходство называется элементарными признаками цвета (желтизна (yellowness), краснота (redness), белизна (whiteness) и т.д.).

NCS обозначение показывает, насколько данный цвет кажется схожим с двумя или более элементарными цветами.

NCS цветовой массив

В трехмерной модели, называемой Цветовым Пространством NCS, могут быть описаны любые существующие цвета при помощи соответствующей записи.

Для лучшего понимания записи двойной конус разделяют на две двумерные модели — NCS цветовой круг и NCS цветовой треугольник.

NCS цветовой треугольник

Цветовой треугольник — вертикальное сечение цветового массива. Основание треугольника — серая шкала от белого (W) до черного (S). Вершина указывает цвет с максимальной хроматичностью (chromaticness, С) для данного тона (на рисунке показан треугольник для тона Y90R). По расположению цвета в Цветовом Треугольнике Вы сможете определить оттенок цвета (nuance), который указывает на значения количества белого (W), черного (S) в цвете и его хроматичности (chromaticness). На рисунке выделен цвет, состоящий из 10% черного, а его хроматичность составляет 50%.

NCS цветовой круг

Цветовой круг — горизонтальное сечение через середину цветового массива. Четыре элементарных цвета размещены подобно сторонам света в компасе. Каждый сектор между двумя элементарными цветами разделен на 100 делений. По Цветовому Кругу Вы сможете определить тон цвета (hue), который показывает, является ли данный цвет, например, чисто желтым или в нем есть еще и красный. На рисунке выделен тон Y90R, это означает, что данный цвет — желтый с 90 процентами красного.

Обозначение цвета в NCS

На данном рисунке показано обозначение цвета S 1050-Y90R 1050 описывает оттенок цвета, а именно: количество черного (10%), хроматичность (50%). Количество белого не показано в обозначении, но его легко можно вычислить: 100%-10%-50%=40%. Y90R означает, что данный цвет желтый с 90% преобладанием красного. Буква S в начале обозначения означает, что данный образец является Стандартным Образцом Цвета NCS. Чистые серые цвета не имеют тона, и в их обозначении указывается только оттенок, за которым следует буква N (Нейтральный, Neutral). Цвет 0300-N обозначает белый цвет, за ним идут 0500-N, 1000-N и так далее до цвета 9000-N, который обозначает черный.

Система RAL – точность моих цветов

Впервые стандарт RAL был представлен в 1927 году Немецким Институтом Гарантий Качества и Сертификации (Райх Аусшлюс фюр Лифербедингунген — RAL) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Институт установил стандарт на цветовое пространство, разделив его на диапазоны и обозначив каждый цвет цифровым индексом. С тех пор компания RAL постоянно разрабатывает и добавляет новые образцы цветов, в соответствии с потребностями растущего рынка.

Виды каталогов RAL:

  • RAL CLASSIC – самая популярная цветовая палитра в мире, широко известная с 1927 года. Серия включает в себя 210 оттенков, в том числе 15 металликов. Номера четырехзначные (№ XXXX) где 1xxx — желтые (27 шт), 2xxx — оранжевые (12 шт), 3xxx — красные (22 шт), 4xxx — фиолетовые (10 шт), 5xxx — синие (23 шт), 6xxx — зеленые (32 шт), 7xxx — серые (37 шт), 8xxx — коричневые (19 шт), 9xxx — светлые и темные (12 шт). Каталоги изготавливаются методом шелкографии.
  • RAL DESIGN – появилась в 1993 году. Первоначально состояла из 1688 оттенков, в дальнейшем была сокращена до 1625 цветов. Цвета упорядочены согласно технологическим значениям тона, яркости и насыщенности в визуальной цветовой модели RAL. Семизначная нумерация. (№ XXX XX XX). Каталоги изготавливаются методом шелкографии.
Категория: Информация | Просмотров: 2647 | Добавил: Admin | Теги: колеровка краски, цвета, палитра цветов, Колеровка, палитра краски, подбор палитры, Цвет, палитра, подбор цвета | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
-